Исследование цифровизации пищевой промышленности в Европе

Исследование цифровизации пищевой промышленности в Европе

В исследовании проанализировано текущее состояние цифровизации европейских компаний пищевой промышленности и производства напитков, проблемы и ключевые тенденции в отрасли.

Было опрошено более 100 лиц, принимающих решения.

Высокое ценовое давление, меняющиеся запросы потребителей и растущие законодательные требования — вот три наиболее важных вызова, с которыми сталкиваются производители продуктов питания сегодня. Таковы выводы последнего исследования о цифровизации в пищевой промышленности и производстве напитков, в котором приняли участие более 100 руководителей из Африки, Азии, Австралии, Европы, Южной и Северной Америки.

Стратегия компаний ясна: большинство из них используют цифровые технологии в первую очередь для оптимизации процессов управления (66 %), повышения гибкости организации (62 %) и оптимизации процессов производства и логистики (60 %).

Исследование цифровизации пищевой промышленности в Европе
  1. Цифровизация и автоматизация снижают затраты

Главная цель любого владельца бизнеса – минимальные затраты и максимальная прибыль. Чтобы её достигать, важно постоянно работать над повышением эффективности ключевых процессов.

Все опрошенные компании видят ИТ, как инструмент для снижения затрат по всей цепочке создания стоимости:

66 процентов — в закупках, 64 процента — в производстве и 55 процентов — в логистике.

Таким образом, управление цепочками поставок — это та область деятельности компании, которая находится в центре внимания цифровизации.

На сегодняшний день только 24 процента опрошенных удовлетворены достигнутым уровнем оптимизации процессов с помощью цифровизации, а 27 процентов работают над её дальнейшим развитием.

 

Препятствия на пути к цифровизации.

Согласно исследованию, менеджмент компаний видит следующие препятствия для внедрения ИТ-систем на свои заводах:

  • финансы. Они являются препятствием для дальнейшей цифровизации только в 28 процентах компаний
  • в 53 процентах — это нехватка сотрудников (навыков)
  • в 44 процентах — недостаток знаний о технических возможностях
  • а 43 процента считают, что наибольшим препятствием является корпоративная культура

 

  1. Цифровизация становится жизненно важной для взаимодействия с ритейлерами и потребителями

В Европе бросается в глаза растущее внимание к потребителю. Его желания теперь стоят выше строгих требований розничных продавцов и законодателей. Это связано с расширением каналов сбыта напрямую до конечного потребителя — в том числе через Интернет — и большей доступностью рыночных данных. Через прямую коммуникацию с конечным потребителем и максимальное удовлетворение его потребностей, производители продуктов питания укрепляют свою конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями и позиции на переговорах с ритейлерами.

Цифровизация в сфере продаж, маркетинга и CRM также имеет соответствующее значение для опрошенных: 73 % заявили, что уже используют решения в этой области или находятся на стадии внедрения.

 

  1. Цифровизация не требует космических инноваций. Существующие технологии далеко не исчерпаны

Отличительная черта лиц, принимающих решения в пищевых компаниях, это их направленность на реальную, практическую выгоду.

Это отражается и на решениях о цифровой трансформации: ИТ-решения используются только там, где они дают реальные преимущества в повседневном бизнесе. В частности, ERP-система, облачные решения и плановое обслуживание оборудования имеют высокую степень практичности. 58 % используют ERP-систему, а еще 31 % планируют ее внедрить или, по крайней мере, очень заинтересованы в этом. Однако исследование также показывает, что возможности ERP-системы в области цифровизации еще не используются оптимально или не осознаются. Помимо классических сфер применения в процессах контроля, расчета затрат и планирования, существует множество других потенциальных функций как для офиса, так и в цехах.

Наибольший интерес вызывают искусственный интеллект и интернет вещей. Однако эти темы до сих пор практически ещё не используются на полную мощность, а скорее в тестовом режиме. То же самое относится и к блокчейну, который занимает последнее место в рейтинге технологий. Судя по всему, блокчейн все еще недостаточно актуален для компаний.

Три причины для цифровизации — три подхода

Есть как минимум три разных подхода к цифровизации.

В исследовании было выделено три типа лиц, принимающих решения, каждый из которых придерживается различных стратегий:

— оптимизаторы отношений

— создатели экосистем

— инженеры процессов.

Инженеры-процессологи составляют самую большую группу в исследовании. Они в первую очередь используют инструменты цифровизации для дальнейшего повышения эффективности процессов.

Стратегия оптимизаторов отношений основана, прежде всего, на хороших отношениях с клиентами. Существующая сеть взаимоотношений должна укрепляться и постоянно оптимизироваться за счет персонализированного контакта с клиентами. Важную роль для этой группы играют также общение с клиентами и учет их потребностей.

Экосистемные создатели полагаются на стратегию новых партнерств. Они видят свою стратегическую силу в симбиозе отличной продукции и хороших отношений с клиентами, но, при этом придают созданию новых моделей сотрудничества и партнерства гораздо больше значения, чем другие участники.

От шумихи к действию

Подобное исследование проводилось также в 2017 году. По сравнению с предыдущими годами можно чётко сказать, что доля участников, вкладывающих больше средств в ИТ и технологии, растет. Возможно, компании осознают, что у производителей продуктов питания, в частности, есть возможности для прибыльного роста, если они сочетают хорошие продукты с оцифрованными процессами — независимо от того, кто они: инженеры процессов, оптимизаторы отношений или создатели экосистем. В любом случае, цифровизация — это не просто модное слово. Она приводит к конкретным результатам в компаниях пищевой промышленности и производства напитков.

Оптимизация процессов на заводе с помощью ИТ

У вас остались вопросы или вы хотите получить консультацию?

Заполните форму ниже и наш специалист проконсультирует вас по любым вопросам

Нажимая «Отправить», Вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных

Как еще можно с нами связаться: